Всем привет!
Лето наступило! А вместе с ней пора отпусков! Хорошая пора! У меня на работе наконец-то прочувствовали, что такое нормирование труда. Количество запросов на проведение фотохронометражных исследований возрастает с каждым днем! Тьфу! Тьфу! Не сглазить! Скорее всего связано это с тем, что в этом году в нашей компании ресурсное планирование проходило на основании расчетов, а не прикидок руководителей и экспертиз различных советников. Есть математика – отлично! Нет – иди, считай!
Но, стоит отметить, что один из поступивших запросов затрагивает целый блок подразделений и имеет под собой цель оптимизации процессов. И для начала мои коллеги хотят провести оценку длительности своих алгоритмов. Это уже хороший звоночек! Наконец-то исполнители начинают задумываться над своими процессами.
Так вот! Одним из инструментов оценки процессов является анализ фактического баланса рабочего времени и построение его нормальной версии. Вот об этом мне и хотелось бы поговорить сегодня.
Нормальный баланс рабочего времени – структура затрат рабочего времени сотрудника, выстроенная с учетом санитарных норм, режима труда и отдыха, технически обоснованных норм труда и минимизации нерегламентированных перерывов. Вроде как-то так! Дело в том, что я нигде не встречал описания термина «нормальный баланс рабочего времени», поэтому это описание мое ноу-хау! (Меня терзают смутные сомнения, что это уже мое второе ноу-хау. Первое было приведено в статье «Система нормирования труда»).
Что же включает в себя нормальный баланс рабочего времени (далее предлагаю называть его НБРВ)? Ответ прост! Все затраты рабочего времени, которые имеют под собой хоть какое-то обоснование необходимости. Например, подготовительно-заключительные операции? Однозначно! Без этих затрат «запустить» рабочий день не представляется возможным. Отдых и личные надобности? Аналогично! Работник должен отдыхать!
Вы, кстати, заметили, что я начал применять термин «работники» вместо «сотрудники»? Последний тренд юридической стороны кадровых отношений, показывает, что термин «работники» более приемлем в трудовых спорах, чем «сотрудники». Это мне подсказали наши юристы, с которыми у меня были долгие и мучительные споры при согласовании очередного регламента. Предлагаю и вам воспользоваться этими наработками.
Теперь все по порядку!
- РАБОТА. Согласно классификатору вся работа делится на подготовительно-заключительную, оперативную, непроизводительную, обслуживание рабочего места. Из перечисленного списка мы должны включить все виды работ, кроме непроизводительной. Тут, надеюсь, много объяснять не придется. Непроизводительная, она и в Африке непроизводительная. Все остальное гладко кладется в НБРВ.
- ПЕРЕРЫВЫ. Регламентированные по техническим причинам, по организационным причинам. Регламентированные кладем точно! По техническим причинам отметаем. Рассмотрим подробнее перерывы по организационным причинам. Вся проблема в том, что эти перерывы очень часто возникают из-за несогласованности в действиях, из-за несовершенства установленных процессов. Возьмем пример транспортного отдела. В состав отдела входит диспетчерская служба и собственно сами водители. Водитель утром, пройдя медицинский осмотр, подогнал автомобиль под погрузку, автомобиль загрузили, и диспетчера начали оформлять транспортную документацию. Водитель ожидает. А где водитель ожидает? Правильно! В компании своих товарищей на улице. Диспетчер оформил всю документацию и положил ее в соответствующую ячейку. И…..?????!!!!
И все!
Далее процесс ждет, когда либо водитель зайдет в диспетчерскую, либо диспетчер позовет водителя. Формально все участники процесса выполняют все требования регламента взаимодействия, фактически — потери могут быть достаточно большими. А для больших городов, с большими пробками на дорогах, 10-15 минут могут решать все дальнейшее расписание рабочего дня. Вот такие моменты необходимо отслеживать и оптимизировать. Но пока процесс у нас такой, какой есть, поэтому кладем эти затраты в НБРВ. Хотя мы с вами отследили эти потери, так что предлагаю их сразу сократить (конечно, здесь должно быть описание мероприятий по исключению этих потерь).
Что же в итоге? В итоге, мы с вами получаем модель затрат рабочего времени, которая принимается за постулат.
Для чего же нам эта модель? Во-первых, и самое главное, построение нормального баланса рабочего времени это упорядочивание процессов. Во-вторых, наличие НБРВ даст нам возможность провести сравнительный анализ фактического баланса. Картина «как есть» и «как должно быть» очень показательна. В-третьих, из нормального баланса рабочего времени мы с вами получаем увеличивающий коэффициент, который должны учесть при расчете нормативной численности персонала на основе технически обоснованных норм.
Следует сказать, что нормальный баланс рабочего времени не регламентирует алгоритм, он дает лишь доли по категориям затрат рабочего времени работника. Если же мы хотим получить последовательность выполнения, то нам необходимо спуститься на уровень производственных (сменных) графиков и оперировать такими терминами, как «время такта», «время цикла», «время перекрытия», «синхронизация процессов» и т.д.
Но, это уже совсем другая история!
P.S. На следующей неделе у меня запланирован отдых, так что если сразу не отвечу, не обижайтесь! Устал очень!
Всем привет! Именно всем читателям данного сайта, потому что обращаюсь сейчас не к автору статьи, а к читателям.
«Давайте скажем в очередной раз БОЛЬШОЕ СПАСИБО Александру за эти материалы». Иначе это не назвать. Так вот, материалы изложены вполне доступным языком, можно даже сказать, что разговорный жанр, выбранный автором, конечно подкупает. Сейчас, когда у многих компаний встает вопрос о ресурсах, оптимизации, издержках, тема «нормирование труда» становится наиболее популярна. Но, к сожалению, так мало обучающей литературы можно найти по этим темам, а разобраться в них удается не с первого раза.
Александр, вы М О Л О Д Е Ц ! ! !
Антон, приветствую! Спасибо за оценку!
Небольшие комментарии:
Баланс рабочего времени получается из проведенных наблюдений за сотрудником (ФРД). Причем, чем больше мы проведем ФРД, тем точнее будет НБРВ. Также необходимо учесть нагрузку в течении месяца/года (сезонность).
Если мы собираемся использовать НБРВ,а без него никак, при расчете нормативной численности персонала на основе технически обоснованных норм, то надо сказать, что на каждую профессию увеличивающий коэффициент может быть разный. Вследствие того, что Тпз или Тотл и др. даже у каждого рабочего места разные. То есть на каждое рабочее место свой процент неоперативного времени.
Согласен! Но! Нельзя забывать про унификацию и стандартизацию!
В-третьих, из нормального баланса рабочего времени мы с вами получаем увеличивающий коэффициент, который должны учесть при расчете нормативной численности персонала на основе технически обоснованных норм. — Можете про это поподробней рассказать? Как рассчитывать увеличивающий коэффициент?
Katya, добрый день!
В статье «Проект по нормированию труда. Результаты» я приводил пример расчета нормального баланса. Все вытекает из формулы расчета нормы времени. Из этих статей вы можете почерпнуть необходимую информацию.
Если же информации будет недостаточно, то после отпуска, обязуюсь написать отдельную статью по расчету данного коэффициента. Вы только дайте знать!
надо наверное, разложить статьи хронологически в таком порядке, в котором проводится разработка нормы времени желательно с примерами, а так же дальнейшее использование. Ну или расширенный план действий. имхо.
Александр,спасибо, как рассчитали коэффициент увидела, но если вы все же напишете дополнительно статью будет здорово, хотелось бы узнать поподробнее о его применении.
Поддерживаю Антона — статьи действительно бы разложить в хронологии! И новичкам так понять будет быстрее и меньше ошибок нахватаются и что-то умеющим поиск облегчит.
Александр — наглядность, так наглядность во всем! 🙂
(с уважением к Вашему труду)
Антон, Maksim наверно разложить в хронологии не получиться, но ввести дополнительную навигацию в виде рубрик и ссылок можно. Готов сделать это, если вы поможете мне разработать принципы. Сейчас все статьи разложены по мере их появления (появляются они по мере набора запросов от читателей). Логику принадлежности по темам отражена в рубриках. Пока это все, что я могу предложить. Если у вас другое видение, то предлагаю обсудить и внедрить. Наверно, как-то так!
А по ФРД вообще бы попросил написать пошаговую инструкцию! Да, да, хоть и сам участвовал в проведении таких исследований, но в основном проводил замеры с секундомером, разбивал операции на понятные наблюдателю, составлял сами карты(но их было великое множество и половина самопальных, искали наиболее удобную для обработки и емкости отображения), а вот дальше их обработку делали другие, я очень редко принимал участие, и хоть, как думающий человек, примерно понимаю как их правильно обработать и использовать, НО лучше увидеть именно ПОШАГОВУЮ инструкцию от тех, кто это делает повседневно.
Maksim, в рубрике «Инструменты» есть три статьи посвященные ФРДФотография рабочего дня (часть 1), Фотография рабочего дня (часть 2), Фотография рабочего дня (часть 3). Описал все, что знаю. Всех ньюансов не опишешь. Но готов отвечать на все вопросы!