Всем привет!
Недавно мне поступила задача рассчитать численность персонала для вновь открываемых подразделений. На первый взгляд задача проста – берешь объемы, делишь на нормы и получаешь численность, если бы не одно НО — результаты расчета предназначались для построения финансовой модели окупаемости торговых точек. Здесь нужно с умом подходить, поскольку этот расчет будет являться основой для дальнейшей работы по формированию штатных расписаний, создаваемых отделений. В нее (модель расчета) нужно закладывать самый минимум, чтобы потом, было легче разговаривать с функциональными вертикалями по численности конкретных точек продаж. Ведь увеличить численность можно всегда, а вот снизить – практически нереально.
И вот, я приступил к выполнению этой задачи!..
Входные данные следующие: в точке продаж планируется создать 9 рабочих мест продавцов услуг. Режим работы отделения: с 9:00 до 20:00.
Начинаем рассуждать: ….. 9 рабочих мест по 11 часов….. значит нужно по два сотрудника на одно рабочее место продавца, которые будут работать два через два, т.е. 18 продавцов. С учетом отпусков и болезней…… приблизительно 20 штатных единиц.
Итак! По моим расчетам вышло 20 штатных единиц.
Поскольку необходим минимум, вникаем глубже: — Наверняка поток клиентов неравномерен по времени работы отделения? Уточняем в департаменте продаж и получаем: «Поток клиентов имеет два ярко выраженных пика. Первый (максимальный) – с 11:00 до 13:00, второй (выше среднего) – с 15:00 до 18:00. Другие периоды имеют поток клиентов ниже среднего».
Таким образом, имея на руках приблизительное распределение нагрузки, можем предположить, что с самого утра нам необходимо минимальное количество продавцов, после 11:00 – максимальное, после 13:00 – среднее и после 18:00 – минимальное.
Далее необходимо определить минимальное и максимальное количество продавцов. С максимальным все понятно! Поскольку проектом точки предусмотрено 9 рабочих мест, то максимальное количество продавцов в момент времени будет равно 9 единицам. С минимальным чуть тяжелее. Я, как инженер, должен рассчитать норму времени на обслуживание одного клиента, исследовать поток клиентов в часы спада и получить минимальное количество продавцов. Но мне повезло, департамент продаж ввел дополнительные вводные: — «Количество одновременно открытых рабочих мест: 9:00 — 11:00 4 рабочих места, 11:00 — 18:00 — 9 рабочих мест, 18:00 — 20:00 — 4 рабочих места».
Следовательно, учитывая, что графиков работы персонала у нас не так уж и много, и пока гибкие графики у нас не прижились, а основными графиками являются по 8 часов 5 дней в неделю или по 12 часов два через два, решение задачи было следующим:
«Всего необходимо 13 штатных единиц, без учета резерва, из них:
— 8 штатных единиц работают по прерывному, двухсменному графику с длительностью рабочей смены 11 часов (два через два). Данными сотрудниками обеспечивается 4 рабочих места с 9:00 — 20:00 постоянно с пн-пт и с 9:00 — 17:00 в субботу.
— 5 штатных единиц работают по прерывному 5-дневному, односменному графику с длительностью рабочей смены 8 часов и 1 час на прием пищи. Начало и окончание смены у данных сотрудников могут быть плавающими в период с 10:00 — 11:00 — начало и с 19:00 — 20:00 — окончание».
Таким образом, удалось снизить необходимую численность на 5 единиц. Данное решение было принято за основное. При внедрении необходимо было разработать графики работы для всех сотрудников.
Когда писал данную статью, у меня родилось еще одно решение. А почему бы не пустить всех продавцов по 8-ми часовому графику с плавающим началом и окончанием смены? Я его не просчитывал, но предполагаю, что тогда численность продавцов можно было бы снизить до 10 штатных единиц.
Вот практическое решение задач по численности персонала. Важный момент, на мой взгляд, это рассчитать справедливый норматив численности, не тот, который бы учитывал интересы различных функциональных подразделений, а именно справедливый. Думаю, у вас тоже много похожих и не похожих примеров. Буду рад, если расскажите свои истории!
Если есть только два пика в розничной торговле, то вполне можно часть персонала перевести на полставки с утра до обеда, а часть на полную ставку. Утром продавцы нужны для полной выкладки товара, а после обеда для того чтобы дополнять полки товаром. Для обслуживания покупателей всего штата не нужно.
Аламан, добрый вечер! Ваш вариант тоже интересен. У меня получилось часть людей по 12-ти часовому графику, а часть по 8-ми часовому, что, в принципе, тоже похоже на ваше предложение.