Сайт об организации
и нормировании труда

Нормирование труда
  • timelabor
  • оптимизация численности

Нормы труда(2012-05-05)
Рубрика:Библиотека

     Поговорим о существующих нормах труда, применение которых оправдано на предприятии. На мой взгляд, существуют два основных вида норм труда: норма времени и норма выработки. Причем они обратно пропорциональны друг другу (хотя в расчетах численности я не применяю эту аксиому). Разработка и применение этих норм целесообразны на всех предприятиях с любыми видами деятельности.

    Помимо этих норм существуют еще норма обслуживания, норма управляемости и норма численности. Вывести эти нормы можно на основании норм времени и выработки.

   Норма времени — величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы (продукции, услуги) одним или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.

   Норма выработки — количество продукции (услуг) определенного вида, которое должно быть выполнено одним работником или группой работников соответствующей квалификации в единицу рабочего времени (час, смену, месяц или иную величину) в данных организационно-технических условиях. Норма выработки устанавливается при наличии возможностей количественного учета и контроля продукции (услуг), если одна и та же работа выполняется систематически в течение рабочей смены при неизменном количественном составе исполнителей.

   Имея в наличии эти нормы можно регулировать практически любую профессиональную деятельность сотрудника. Конечно, следует правильный вопрос: “А как же регулировать деятельность творческих сотрудников?” А у меня уже подготовлен ответ: “На самом деле творчество мало применяется в компаниях, особенно с серийным производством. Если оно и есть, то, как правило, на руководящих постах и заключается оно не в создании новых продуктов и услуг, а в принятии решения на основании представленной подчиненными информации.” Довольно часто разбирая и описывая ту или иную функцию, обнаруживаешь, что все в нашей деятельности состоит из определенных алгоритмов. Даже московские пробки подчинены определенным законам, которые, к сожалению, неизвестны никому.

Двигаемся дальше!

   Норма обслуживания — число объектов (рабочих мест, единиц оборудования, производственных площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в единицу рабочего времени (в течение смены, месяца или иной единицы) в данных организационно-технических условиях.

   Норма численности — регламентированная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения единицы или общего объема работы.

И напоследок!

   Норма управляемости — регламентированная численность работников или количества структурных подразделений, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель.

   Последняя норма очень интересная штука! Я не встречал методик по ее разработке или хотя бы правил или рекомендаци хоть как-то раскрывающих суть этих норм. Видел один раз утвержденные нормы управляемости, сам документ был хорошим, но расчет норм производился на неких эфимерных коэффициентах, происхождение которых было под большим вопросом. Мне кажется, что расчет данных показателей лежит где-то в области психологии и парапсихологии. Но, тем не менее, применение этих норм возможно при условии достижения договоренности и анализа практики предприятия. И главная цель использования этих критериев, на мой взгляд, должна быть в упорядочивании процесса построения структур предприятия.

Пожалуйста, оцените эту статью



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Подписка на обновления

    Введите свой e-mail: